Глава VI. Заговор кёзкоманов
Манас, готовясь к тою Байджигита , поставил десять тысяч юрт, послал сорок чоро за гостями, а Алмамбету поручил следить за подготовкой к тою.
Джапак, думая, что прибудет Алооке, приготовил к его приходу шестьсот юрт. Но Алооке не явился.
Единственной мыслью Джапака в это время было, как бы убить Манаса. Некий Калдарбек все время подстрекал его к ссоре с Манасом.
И вот однажды, Джапак, собрав вокруг себя всех своих единомышленников, вместе с ними появился перед сборищем почетных гостей, среди которых были Ахун-хан, Тюлькю, Кошой, Кёкётёй, Темир-хан. Став перед ними, Джапак начал над ними зло насмехаться и говорить оскорбительные слова. Подойдя к Кёкётёю, он злобно спросил его:
- Эй ты, сердобольный старикашка, кто тебе вручил ханство Алооке? Услыхав это, Бокмурун разгневался и одним ударом повалил Джапака на землю.
А почетные гости - Акун-хан, Тюлькю, Кошой, Темир-хан, обидевшись, послали к Манасу человека с такими словами:
- Ты призвал нас на пир, зачем же ты позволяешь, чтобы твой родич Джапак нас оскорблял? Удивился Манас, услышав о том, что происходит, и подумал:
- Что это стало с этим стариком? Ведь он опозорит меня перед гостями! Поеду-ка я сам туда.
Каныкей отвязала Аккулу, оседлала его, приготовила все вооружение и доспехи, и Манас вместе с Бакаем отправились в сторону аила Шыгая. Когда они были уже недалеко от аила, Джапак с приближенными напали на Манаса, Джапак хотел было заколоть Бакая, но Бакай выбил найзу из его рук. Один из спутников Джапака устремился с пикой на Манаса, но батыр так грозно на него посмотрел, что тот от страха слетел с коня.
В это время подскакал к месту схватки Кёкчёкёз, ехавший из своего аила, чтобы узнать, когда состоится байга. Увидев, что Джапак устремился с найзой на Манаса, он ловко бросился между ними и сломал его найзу. Когда Джапак вторично налетел на Манаса и хотел заколоть его, Манас с огромной силой схватил его за локоть и отбросил в сторону легко, как тюбетейку. Тут Кёкчёкёз мечом зарубил Джапака. Манас хотел изрубить весь аил отца Джапака Шыгая, но тот с плачем пришел к Джакыпу, и Джакып умолил Манаса не делать этого.
Наступил после этого той Байджигита. На скачках бежало девятьсот десять коней. Первым пришел Аккула.
Когда празднества закончились, Байджигит двинулся в путь на Алтай. Кёкчёкёз переселился в Лангитюбе. И растянулась киргизская земля от Алтая до Ташкента. А Манас переселился в Талас, сказав, что будет жить здесь всегда, так как это и середина народа и хороший край.
После переселения в Талас Манас несколько успокоился. Но Алмамбет задумал новый поход в далекие страны и так размышлял про себя:
- Если я предложу Манасу пойти к Кара-Дарье, неужели он скажет, что это далеко? Когда Манас победил дангытов, то все беглецы ушли к Айган-хану. По этому теперь нужно идти против Айган-хана.
Алмамбет решил посоветовать Манасу, выступить в поход, а если он не пойдет, то обратиться к сорока чоро, если же и они не согласятся, то двинуться на врага одним.